Введение
В наше благоприятное для Церкви Христовой время, когда мы свободно можем молиться в храмах Божиих, восстанавливать их с помощью многих помощников и жертвователей, когда мы имеем у себя всевозможные святыни, такие как мощи Святых Угодников Божиих, священные предметы, связанные с их жизнью и многое другое, несмотря на все это, мы все больше теряем духовность, и это обусловлено, прежде всего, тем, что в обычной своей жизни мы не имеем православного уклада. Возвращение к истокам, изучение истории наших благочестивых предков является одним из необходимых условий возрождения православия не внешнего (с благолепием богослужений и храмов), а внутреннего, как образа мысли и жизни человека.
Целью данной работы является рассмотрение исторического пути Челябинского Одигитриевского женского монастыря, возникшего в середине XIX века и разрушенного в первые десятилетия советской власти (ок. 1922-1924 гг.), но не истребленного полностью, а возродившегося в новом качестве – как община храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - единственного оставшегося от монастырских храмов г. Челябинска на заимке монашеских угодий и прежде носившего имя Святителя Николая.
Источниковедческая база дипломной работы представлена архивными документами и дореволюционными опубликованными источниками, как в книжном варианте (Р. Будрина. Челябинский Одигитриевский женский монастырь [10], В.А. Весновский. Весь Челябинск и его окрестности (1909 г.) [13], так и в периодике того времени (Оренбургские Епархиальные Ведомости). В работе были задействованы материалы двух архивов: Государственного архива Оренбургской области (фонды Оренбургской духовной консистории и канцелярии епископа Оренбургского и Уральского) и Объединенного Государственного архива Челябинской области (Фонды канцелярии благочинного челябинских церквей, горуездного исполкома) [1 – 6]. Сложность в подборе источников по истории Одигитриевского монастыря заключалась в том, что в данных архивах не сохранился фонд Челябинского Одигитриевского монастыря, и необходимый для работы материал выявлялся в фондах Оренбургской духовной консистории и канцелярии епископа, канцелярии благочинного челябинских церквей и Челябинского горуездного исполкома. В этой ситуации особую ценность для краеведения представляет книга Раисы Будриной, послушницы Одигитриевского монастыря, заведующей его делопроизводством, о Челябинском монастыре. Оригинал издания 1904 г. имеется в библиотеке Челябинского областного краеведческого музея.
Изучением истории Челябинского Одигитриевского женского монастыря занимался известный краевед начала ХХ в. Н. Чернавский в рамках исследования общеепархиальной церковной истории, плодом которого стала фундаментальная работа «Оренбургская епархия в прошлом и настоящем» [24]. В советские годы изучение церковной истории было возможно только в рамках научного атеизма, тема церковного краеведения в науке тех лет, можно сказать, была предана поруганию и забвению. В перестроечный период тема православной истории Челябинска и Южного Урала вновь появляется в краеведении. Современным крупным исследователем-краеведом церковной истории г. Челябинска является В.С. Боже, который в рамках данной темы рассматривал и Одигитриевский монастырь [8; 15]. В 2001 г. вышел в свет очерк по истории монастыря [18] – это первая публикация (после книги Р. Будриной, 1904 г.), которая посвящена непосредственно Челябинскому женскому монастырю. Рассмотрев историографическую ситуацию по теме «История Челябинского Одигитриевского женского монастыря», можно сказать, что необходимо более подробное исследование, посвященное истории одного из немногих монастырей Южного Урала, единственного монастыря, бывшего в г. Челябинске, чья значимость как для жизни города, так и для всего Южного Урала велика.
Несомненно то, что испокон веков монастыри на Руси играли весьма важную роль в Церковной жизни страны. Не исключением был и Челябинский Одигитриевский женский монастырь.
Полная версия!